Адаптация детей мигрантов

Опубликовано Опубликовано в рубрике Дети, Чужестранцы

адаптация детей мигрантовПоследние десятилетия ознаменованы для России ростом числа вынужденных переселенцев из других стран. Причины переезда у людей различные. От экономического кризиса в стране до различного рода негативных социальных явлений.

Мигранты сталкиваются со множеством проблем, и особенно это касается такого вопроса, как адаптация детей мигрантов, ведь маленькому человечку трудно объяснить причины резких изменений, происходящих в его жизни. Основная проблема семей мигрантов — проблема социальной и культурной адаптации, которая являет собой непростой и многоаспектный процесс, растянутый по времени. Мигранты испытывают чувство тревоги и обеспокоены переменами в своей жизни, касающиеся вопросов социального и культурного отличия, а также возможной будущей изолированности.

Существенная доля из мигрантов – это дети. Их всех ждет адаптация и жизнь в новой стране. Поэтому первостепенной проблемой в вопросе адаптации детей мигрантов является их адаптация в дошкольных учреждениях, школах и всеми вопросами, связанными с системой образования.

Условно можно обозначить три группы детей, мигрировавших в Россию из других стран (отчего в результате будут зависеть также способы их адаптации):

* дети из русских семей, родители которых переехали из горячих точек

* дети других национальностей, хорошо владеющие русским языком

* дети, не владеющие русским языком.

Воспитатели и преподаватели сталкиваются с такими проблемами, как: наличие большого перерыва в образовательном процессе, частичное или полное незнание русского, различие в системе образования двух стран. А результатом всех этим проблем является низкая успеваемость.

Деткам мигрантов свойственны такие психологические состояния, как подавленность, эмоциональная нестабильность, невозможность адекватно вступать в контакт с другими детьми, налаживать связь со своими одногодками и преподавателями. Им трудно позиционировать себя как личностную единицу в социуме. Все это, безусловно, является причиной неадекватного поведения с их стороны, а именно проявления защитных реакций.

Какие варианты развития ситуации существуют для родителей? Во-первых, можно отдать ребенка в национальное образовательное учреждение. К сожалению, такой выход из ситуации подойдет не всем, поскольку не во всех городах можно найти подобные учебные заведения. В связи с этим необходимо уделить внимание адаптационному процессу ребенка в российской школе, детском саду или институте.

Для того, чтобы процесс адаптации детей-мигрантов прошел наиболее успешно, необходимо гибкое сочетание нескольких факторов:

  1. Изучение русского языка. Родителям не стоит откладывать процесс обучения в долгий ящик. Чем быстрее вы начнете обучать языку своего ребенка, тем успешнее будет проходить период адаптации. Здесь важна ваша поддержка, поскольку справиться одному ребенку с этой проблемой невозможно. Родители должны побольше говорить дома с детьми не на родном, а на русском языке. К сожалению, не все родители понимают важность этого шага и не придают ему особого значения. В связи с чем адаптационный период проходит гораздо медленнее с сопутствующими трудностями в обучении.
  2. Психологическая комфортность пребывания в социальной среде школы, института, детсада (приспособленность, и, что не менее важно, удовлетворенность межличностными отношениями с другими детьми и преподавателями).
  3. Срок проживания в стране. Зависимость адаптации прямая – чем больше срок, тем успешнее адаптация.

адаптация детей мигрантовСтоит также отметить один интересный факт. Со временем зачастую складываются ситуации, при которых культурная дистанция между детьми-мигрантами и местными детьми перерастает в так называемый культурный шок. И нередко он носит длительный характер. Причем, если представлять это в графическом изображении, кривая постоянно меняет свое направление (то устремляется вверх от восторга от обожания и заинтересованности новой этнической культурой, до резкого падения вниз (символизирующее отторжение, ностальгию по родине и культуре).

На уровень выраженности культурного шока и его продолжительность влияет несколько факторов, а именно:

  • Внутренние, или личные факторы. Здесь значимы возраст ребенка и его пол. Исходя из анализа имеющихся данных, дошкольники адаптируются легче и гораздо быстрее, нежели дети более старшего возраста. Что касается полового различия, то мальчики приспосабливаются легче девочек, у которых период адаптации протекает более болезненно. Также легче приспособиться ребенку с высоким уровнем самооценки. Если говорить о характере, еще можно упомянуть экстравертов, которым гораздо легче в новой среде, чем интровертам
  • Внешние, или групповые
  1. Мотивация. Легче приходится детям, чьи родители добровольно переехали на ПМЖ в Россию. Гораздо хуже ситуация с вынужденными переселенцами, которые, не помышляя прежде уезжать с родины, не хотят привыкать к новым жизненным условиям.

Что касается преподавателей учебных заведений, их важнейшей задачей можно обозначит формирование у детей доброжелательного и учтивого отношения к представителям других народов. Для этого существует немало способов: от создания этнических мини-музеев до организации прямого общения с детьми других национальностей.

Заканчивая, отметим, что успешная адаптация детей мигрантов это совместная грамотная работа как педагогов, так и родителей. Именно от их правильного и корректного участия зависит насколько быстро пройдет период адаптации, и ребенок сможет чувствовать себя в новой среде уверенно и комфортно.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *