Адаптация к яслям

Опубликовано Опубликовано в рубрике Дети

адаптация к яслямОжидание надвигающегося периода, когда ребенка ждет устройство в ясли нередко рождает у родителей нешуточную тревогу. К сожалению, она не напрасна. Очевидно, что для малышей ожидающее их изменение в жизни превращается в стрессовую ситуацию, отражающуюся на их физическом и эмоциональном состояниях. И чрезмерно уязвимым для адаптационного периода является именно ранний возраст. Именно в этот период жизни малыш является наименее приспособленным к расставанию с родителями. Необходимо как можно серьезнее отнестись к этому периоду в жизни вашего ребенка, поскольку адаптация к яслям действительно проходит гораздо дольше и болезненнее, чем, например, адаптация детей в ДОУ. Стрессы, порождают частые болезни все повышающуюся нервозность малыша. И в эти нелегкие времена родителям можно пожелать только терпения. Важно осознавать, что от того, насколько малыш готов к изменениям, настолько длителен будет период его адаптации и будущее развитие.

Для начала, важно отметить, что новый образ жизни приводит к нарушению общего психологического состояния вашего ребенка. Характерными проявлениями в этот период адаптации являются: повышенная возбудимость, тревога, заторможенность. Малыш очень часто капризничает, стремится к тактильному контакту с родными, или, наоборот, раздраженно отталкивает их, обходит стороной и косо смотрит на своих сверстников.

Можно найти прямую связь между поступками детей в это время с особенностями их характера. Так, например, флегматики склонны вести себя заторможено, а холерики, наоборот, чрезмерно возбужденно. Эмоциональная напряженность влечет за собой нестабильность сна и аппетита, изменение активности. Ранее любимые игрушки могут стать неинтересными. Да и вообще наблюдается общее снижение интереса ко всему происходящему. Также отмечается снижение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса. Обучение проходит с огромным трудом.

Период адаптации к яслям сопровождается общим подавленным состоянием. Малыш попадает в новое окружение, физически подвергаясь риску инфицирования, начинает чаще болеть.

Выделяют три стадии адаптации в яслях, основными факторами которых являются сроки нормализации психоэмоционального самоощущения, отношение к старшим и другим детям, предметам, а также частота и длительность инфекционных заболеваний:

  • Легкая. Длится не более двух недель. По истечении этого срока стабилизируются сон и аппетит, восстанавливается прежний эмоциональный фон, интерес, налаживаются социальные контакты. Ребенок болеет реже, иммунитет восстанавливается.
  • Средняя. Симптомы выражены ярче. Адаптация проходит продолжительнее и тяжелее. Нормализация режима сна и аппетита восстанавливаются спустя лишь месяц. Отмечается неустойчивое настроение, снижение активности, частые капризы, малоподвижность, неразговорчивость. Также характерны нарушение пищеварения, тусклость кожи, потливость, темные круги под глазами, красные щеки, диатез.
  • Тяжелая. Наиболее опасная стадия. Малыш долго и тяжело болеет. Отмечается неадекватность поступков, граничащая с общей повышенной нервозностью. Аппетит резко снижается, возникает стойкий отказ от приема пищи, вплоть до невротической рвоты. Ребенок плохо спит, кричит ночью, может плакать даже во сне. Общее состояние подавленное или чрезмерно агрессивное, истеричное. Период адаптации к яслям в тяжелой стадии протекает до нескольких месяцев. Скорость развития резко замедляется. Могут даже возникнуть дефекты речи у детей из-за резкого снижения их коммуникативных навыков.

адаптация к яслямФакторы успешной адаптации к яслям:

  1. Физиология. Здоровый, развитый ребенок имеет все шансы к высокой степени адаптации. Нервные же и тревожные детки гораздо хуже и длительнее приспосабливаются к изменениям. Стоит отметить, что на физиологию детей влияет как течение беременности, так и самих родов, а также различные болезни. Любое заболевание негативно отражается на иммунитете и может даже затормозить психическое развитие. Отсутствие грамотно выстроенного режима бодрствования и отдыха способны привести к хронической усталости, общему истощению организма. Малышу труднее справиться с трудностями периода адаптации, у него возникают стрессы и частые заболевания.
  2. Возраст. Имеет непосредственную связь с привязанностью к родным и появившимся на этой почве невротическим поведением. Привязанность к маме способствует формированию доверия к миру, позитивного самовосприятия, самостоятельности, пытливости ума. Привязанность зарождается уже в первые 6 месяцев жизни. И выражается позитивными эмоциями при появлении родных, особенно мамы. После полугода малыш реагирует на внезапное исчезновение родного человека тревогой. До полутора лет привязанность к маме выражается чрезмерно интенсивно. Нередко тревожность при разлуке становится настолько травмирующей, что остается на всю жизнь, трансформируясь в страх одиночества. Подобная тревога говорит о врожденной чувствительности. И это необходимо учитывать в процессе воспитания, и тем более в момент принятия решения о поступлении в ясли. Не стоит также забывать о том, что тревожное состояние родителей передается малышу. Они как бы заражают его этим чувством и отделаться от него в будущем будет не так просто.
  3. Уровень сформированного общения с людьми и взаимодействия с предметами. В эти годы предметная деятельность является ведущей. Общение детей крутится вокруг действий с предметами. Это так называемое ситуативно-деловое общение, в ходе которого формируются особые связи с социумом. Чем лучше налажено это деловое взаимодействие, тем легче ребенку справиться с адаптационным периодом. Психологами выявлена четкая взаимосвязь между развитием предметной деятельности и его адаптацией в яслях. Проще и быстрее период адаптация протекает у детей, умеющих долговременно и разнообразно взаимодействовать с игрушками. Попадая в ясли, такой ребенок мгновенно отзывается на любые предложения взрослых поиграть, интересуется новыми игрушками. Он упорно будет искать выход из ситуации, если понадобится, призывая к помощи воспитателя. Ребенок станет совместно с ним решать предметные задачи: собрать робота из элементов конструктора, например, и другие. Иными словами, ему не трудно входить во взаимодействие, деловое сотрудничество, если хотите, с любым взрослым, поскольку он обладает необходимыми инструментами делового общения. Дети же, с трудом привыкающие к яслям, как правило, обладают низким уровнем предметной деятельности. Им быстро надоедает игра, они не способны занять себя сами, постоянно капризничают и требуют внимания воспитателя.
  4. Психологические особенности близких родственников, и особенно матери, а также характер семейных взаимоотношений. Если мама склонна чрезмерно опекать ребенка и обладает конфликтным характером, а в семье часты ссоры и взаимные придирки, то это послужит в будущем причиной невротизации, тяжелой адаптации к яслям.

Продолжение читайте в следующей публикации.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *