Адаптация учащихся

Опубликовано Опубликовано в рубрике Дети

адаптация учащихсяПродолжаем наш разговор об адаптации. Мы уже говорили об адаптации ребенка в детском саду, об адаптации в первом классе. Давайте теперь поразмышляем об адаптации учащихся. Какие факторы указывают на то, что ваш ребенок успешно прошел период адаптации, приспособился к учебному процессу, школьной жизни, уверенно чувствует себя среди своих сверстников.

Итак, адаптация учащихся подразумевает не только приспособление к учебному процессу в целом, но и поиск-нахождение себя в коллективе таких же детей, подростков. Ребенку важно найти свое место в этой новой для него социальной среде, самоутвердиться и чувствовать себя уверенно и спокойно. Какие же факторы указывают на успешное приспособление к школе и ее внутренним правилам?

Прежде всего – это наличие интереса к самому процессу обучения. Если ребенок с удовольствием ходит в школу за новыми знаниями, делает уроки без принуждения со стороны родителей, можно говорить о том, что частично этап адаптации успешно пройден.

Следующий фактор, указывающий на успешную адаптацию учащегося — желание принимать участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Ребенок с удовольствием ходит на дополнительные секции? Активно участвует в праздниках? Любит выступать на сцене? Отлично! Это очень хорошие проявления его успешной адаптации.

адаптация учащихсяНаличие школьных друзей – еще один важный фактор, который нельзя не отметить. Одиночество и замкнутость ребенка – словно сигнал красной лампочки для вас, как для родителей. А вот внешкольное общение с одноклассниками, тесная дружба, общее времяпровождение, прогулки и игры с друзьями указывают на то, что с этими детьми вашему ребенку действительно интересно, а это значит, что он с удовольствием ходит в школу. Ведь там он не только учится, но и общается с ними, дружит, развивается.

Из физических проявлений можно отметить хороший аппетит и сон, из психофизических – отличное настроение, бодрость и активность.

Устойчивое положительное отношение к учебе у ребенка выражается в освоении им учебных навыков и умений, необходимых в развитии и формировании его как личности. Объективным показателем здесь может послужить соответствие личности вашего ребенка требованиям к учащемуся. Успехи во многих предметах, хорошие или отличные оценки – отличный показатель успешной адаптации учащегося.

Если ваш ребенок отказывается ходить в школу, ему не нравятся преподаватели или одноклассники, необходимо обязательно выяснить причины, выявить людей, которые вызывают неприятные эмоции у маленького человечка. Иногда лучше сменить школу, чем во взрослой жизни пожинать горькие плоды неумелого воздействия на психику растущего организма со стороны его преподавателей-неумех, не разбирающихся в детской психологии. Если же возникли разногласия с одноклассниками, желательно поговорить с этими детьми лично или встретиться с их родителями. Не стоит полагаться на авось и заставлять ребенка разбираться самостоятельно. Иногда помощь родителей жизненно необходима. Это не означает, что вы должны вмешиваться во все вопросы, касающиеся школьной жизни, но быть в курсе, грамотно и вовремя оказывать поддержку и свою родительскую заботу необходимо. Иначе ребенок может замкнуться в себе, и шансов на то, чтобы потом он вам смог довериться, с годами будет все меньше.

Реакциями активного протеста, самовыражения в случае, если ребенка что-то сильно не устраивает, являются: неудовлетворительное поведение на уроках и переменах, драки и ссоры с одноклассниками, вспышки гнева и раздражения, порой необоснованные. Другая крайность – полная пассивность на уроках и переменах, незаинтересованность к общим школьным делам, подавленное состояние, проявление страха. Здесь многое зависит от его характера, внутреннего мира. Если есть возможность, посоветуйтесь с психологом о своих дальнейших действиях, о вариантах оказания помощи и поддержки.

Низко адаптивными считаются дети слабо мотивированные на учебу, не желающие подчиняться правилам школьной жизни, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, леворукие, а также те, кто имеет завышенные требования со стороны родителей.

Для успешной адаптации учащихся очень важны скоординированность действий родителей и педагогического коллектива, а также благоприятный психологический климат в классе.

Если ваш ребенок с удовольствием встает с утра и идет в школу, самостоятельно делает уроки (без напоминаний и давления с вашей стороны), обладает хорошим аппетитом, отличным бодрым настроением, если он активен и у него немало школьных друзей, если он активно участвует во внешкольной жизни класса, то можно с уверенностью говорить о его успешной адаптации как учащегося. А вас, как родителей, с этим можно только поздравить!

Всего вам самого доброго!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *