Профессиональное выгорание врачей-стоматологов: причины, следствия, профилактика

Опубликовано Опубликовано в рубрике Профессиональная адаптация

Профессиональное выгорание врачей-стоматологов«Светя другим, сгораю сам»…

Сегодня я хочу поговорить с вами о синдроме профессионального выгорания. И в частности рассмотреть его на примере работы врачей-стоматологов. Стоит сразу отметить, для понимания серьезности вопроса, что по шкале психологического стресса врачи-стоматологи занимают 4-е место (а ведь в шкале около 1,5 тысяч профессий!).

Синдрому профвыгорания (СПВ) подвержены люди разных специальностей, основополагающей спецификой работы которых является постоянная коммуникация с людьми. Врач-стоматолог по долгу службы ежедневно вынужден контактировать с пациентами, вникая в их проблемы, жалобы и требования. Очевидно, что чем больше врач-стоматолог находится в активной коммуникации, тем больше он вынужден откликаться на эмоциональный настрой каждого своего пациента. И подобный эмоциональный отклик, который носит регулярный характер, способен нанести врачу самую настоящую психотравму. За которой незамедлительно последует естественная реакция организма, предполагающая срабатывание внутренних психологических механизмов защиты. А именно – притупление, а то и вовсе блокировка эмоций, следствием коих являются состояние бессилия и выраженного равнодушия к другим людям и к деятельности в целом. Со временем может прийти осознание собственной профессиональной несостоятельности и бесполезности. Как итог – врача накрывает ощущение бесцельности существования…

Если вы эмоционально зависимы от результатов своего труда, если всей душой вкладываетесь в свое дело, чтобы принести пользу тем людям, которые вам доверяют, если вы обладаете внутренней способностью самопожертвования во имя и во благо, вы наверняка эмоционально реагируете на любые промахи или неудачи в своей работе, списывая это иногда на личное поражение. На этом фоне возникают внутриличностные проблемы, которые вообще любому человеку трудно идентифицировать как психологическую проблему. Ситуация может вами описываться двумя словами: «Все надоело». И возникает непонимание – где же черпать силы, чтобы двигаться дальше. На фоне этого в голове могут родиться следующие вопросы: «А являюсь ли я успешным врачом, человеком? Могу ли я уверенно сказать, что живу не зря? А действительно ли я тружусь во имя и во благо?». И когда приходят подобные вопросы, возникают внутренние противоречия, внутренние проблемы. Рождается внутреннее ощущение подавленности и опустошенности, которое со временем перерастает во внутренний конфликт, снижение самооценки, нежелание работать, приводя в свою очередь к развитию синдрома профессионального выгорания.

Готовность к ежедневным маленьким, но подвигам, склонность к переработкам и к погружению в личные проблемы каждого клиента (включение более чем того требует ситуация), постепенно приводит к тому, что количество отдаваемой энергии превышает количество принимаемой. Как результат – дефицит энергии, тотальная усталость. Вы говорите: «Стоп, хватит, я больше не могу!».
Согласно данным научных исследований около 54% врачей-стоматологов испытывают стресс ежедневно! Около 30% респондентов отметили возникновение стрессовых ситуаций от 1 до 3 раз в неделю, 14% — переживают стресс реже одного раза в неделю, и только 2% опрашиваемых считают, что не подвержены профессиональным стрессорам! Ну что же, цифры говорят сами за себя.

Каковы же основные критерии стрессовых ситуаций, которые были озвучены врачами-стоматологами? Респонденты отнесли к ним следующие факторы:
— регулярные опоздание клиентов на прием;
— необходимость вникать в личные проблемы пациентов;
— финансовая нестабильность;
— постоянный поиск баланса «работа-дом»;
— конфликты внутри рабочего коллектива;
— клиенты с высоким уровнем тревоги;
— недостаток информации по направлению профдеятельности.

Стоит отметить, что синдром выгорания – это частный случай депрессии. Это ситуация, при которой оценка вашей ситуации (психологической, профессиональной, личной и вообще жизненной) находится вне вашего сознательного. То есть где-то снаружи. И некий виртуальный авторитет заявляет вам: «Ты делаешь все недостаточно хорошо, а значит все бессмысленно». Если говорить о корнях этой проблемы, то можно с уверенностью заявить, что подобные ситуации возникают по причине сложившейся в нашей стране системе воспитания, основанной на системе достижений. Любой из нас с самого детства гонится за неким мифическим успехом, который по сути так и остается недостижимым, потому что всегда рядом будет кто-то более успешный, более счастливый, более сильный и т.д. Ведь как часто родители сравнивают своих детей с другими, более на их взгляд, успешными и не скрывая своего восхищения, пытаются «исправить, довести до нормы» и свое чадо. Такая система воспитания рождает постоянную внутреннюю неудовлетворенность, которая не покидает человека и во взрослой жизни. Добавим сюда социальную и экономическую нестабильность, высокий уровень конкуренции на рынке труда, высокий уровень ожиданий от специалистов, неспособность быстро и легко адаптироваться к постоянно меняющимся внешним факторам. Как следствие — развитие негативных психологических состояний. Именно поэтому так важно знать о причинах и следствиях СПВ, уметь грамотно его предупреждать, своевременно осваивая меры профилактики, коррекции и лечения, основываясь на выявлении уровня тревожности личности, на выявлении локуса контроля, определении уровня эмпатии и других методах.

Синдром выгорания – это вид профессиональной деформации. Зачастую он связан с патологическими соматическими симптомами, а также с социальной дисфункцией. Выделяют пять ключевых симптомов, свойственных СПВ:
— физические (физиологическое и психологическое истощение, синдром хронической усталости, нарушение сна (в том числе бессонница) и рациона питания, головные боли, общее физическое недомогание);
— эмоциональные (пессимистичный настрой, острая нехватка позитивных эмоций, равнодушие к проблемам других людей, ощущение безнадежности, высокий уровень раздражительности и тревожности);
— поведенческие (наличие ненормированного рабочего графика, отсутствие режима питания и достаточного уровня физнагрузки, снятие стресса путем употребления алкогольных напитков и различных лекарственных препаратов);
— интеллектуальные (отсутствие желания участвовать в разработке новых/альтернативных методов в работе, апатия, формальный подход, рутинное следование установленным шаблонам, нежелание подходить к работе творчески, цинизм, нежелание заниматься самообразованием);
— социальные (низкий уровень активности, замкнутость на работе, чувство изолированности от общества, неприятия и непонимания, чувство отсутствия внешней поддержки).

Каковы же факторы, способствующие развитию синдрома профессионального выгорания у врачей-стоматологов? И существуют ли методы, приостанавливающие течение процесса? Безусловно, они есть. Они включают в себя как особенности профдеятельности, так и личностные характеристики. К особенностям профдеятельности относятся материальная база, наполнение рабочего дня, отношения в коллективе. К личностным характеристикам относятся:
— склонность к лабильности;
— интенсивность интериоризации (влияние внешних факторов на внутренние переживания);
— низкий уровень мотивации эмоциональной отдачи;
— моральные изъяны личности;
— отсутствие навыков эффективной коммуникации с клиентами;
— алекситимия (неумение выразить в словесной форме ощущения);
— склонность к трудоголизму;
— возраст врача (молодые врачи наиболее склонны к выгоранию из-за осознания несоответствия реальности и ожиданий).
Постоянно растущее профвыгорание оказывает свое прямое воздействие не только на физиологическое состояние здоровья врача-стоматолога, но и на его психоэмоциональную устойчивость, а также профессиональное долголетие. Потеря психической энергии, обусловленной наличием стрессоров, рождает хроническую усталость и психоэмоциональное истощение. Следствием которых являются немотивированное беспокойство, высокий уровень тревожности, нервозности, ВСД, снижение уровня уверенности в себе и своих возможностях.

Профилактика и лечение.

Выхода два: попытка самостоятельного избавления от синдрома или обращение к специалисту. Если вы остановились на первом варианте, то важно не забывать о мере! Необходимо соблюдать баланс между своим «я» и переживаниями пациентов. Другими словами, не забывая о проявлении сочувствия, четко осознавать, что необходимость соблюдения дистанции и понимание того, что ситуация находится вне вашего внутреннего пространства – залог вашего психического и физиологического здоровья. Также важно помнить о физических нагрузках – занятиях спортом, плавании. Занятия саморазвитием привнесут в вашу жизнь оптимизм, нацеленность на лучшее и уверенность в собственных силах, подарят вам абсолютное осознание важности равновесия — эмоционального и физического. В своих действиях старайтесь руководствоваться логикой. Поменьше ориентируйтесь на эмоции и учитесь предугадывать возможные последствия любых своих поступков, вовремя и эффективно их корректируя.
Если же вы чувствуете, что справиться самостоятельно вам не удается, вы всегда можете обратиться за профессиональной помощью и быстро, а главное эффективно, справиться с решением поставленных задач — избавления себя от синдрома профессионального выгорания и закладкой нового фундамента для дальнейшего развития, роста и психоэмоционального здоровья.

Вы всегда можете обратиться к специалистам Проекта «Адаптация», которые помогут вам найти выход из любой сложной жизненной ситуации!

Всех вам благ!

Автор Проекта «Адаптация к жизни», Ветрова Татьяна

Я также приглашаю вас на практический вебинар «Психология пациента как основа УСПЕХА частной практики врача-стоматолога», который состоится 28 февраля в 19:00 по московскому времени.
Подробности по ссылке: http://gcrel2un.plp7.ru

Группа «Адаптация» ВКонтакте: http://vk.com/adaption

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *